Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северский лицей» (МБОУ «Северский лицей») ЗАТО Северск Томской области УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Северский лицей» от 05.09.2023г. № 212 (од) ПОЛОЖЕНИЕ об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) 1. 2. 3. IV. V. VI. Общие положения. Цели и задачи. Механизм изучения. Сроки и место проведения. Общие положения. Подведение итогов и награждение победителей. 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) (далее Положение) определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся Северского лицея и их родителей (законных представителей) для реализации на этой основе федерального государственного образовательного стандарта. 1.2. Под образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей) следует понимать ожидания, связанные с образовательной деятельностью детей и адресованные конкретному субъекту. Под субъектом можно рассматривать как отдельно человека (педагога), так и Учреждение в целом. 1.3. Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 16-62-р; приказом Минобразования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Уставом лицея. 1.4. Образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) удовлетворяются через формирование учебного плана лицея, выбора учебных курсов по выбору, выбора занятий в рамках внеурочной деятельности и объединений в системе дополнительного образования, выбора профиля обучения на уровне среднего общего образования. 1.5. Изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей): - дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка и программу деятельности отдельного педагога или учреждения в целом; - способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательной деятельности; - позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения; - помогает повысить удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образования, а также характером взаимодействия со всеми субъектами образовательной деятельности; - дает возможность лицею учитывать семью как ресурс для совместного развития. 1.6. Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) являются: - администрация лицея; - обучающиеся и их родители (законные представители); - педагогические работники. 2. Основные цели и задачи изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). 2.1. Целью изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) является: - получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), о причинах и тенденциях их изменений для принятия своевременных управленческих решений администрацией лицея. 2.2 Задачами изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) в лицее является: - разработать инструментарий для изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей); - изучить образовательные потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) на предстоящий учебный год; - проанализировать результаты изучения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей); - определить возможности лицея в реализации потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей); - выявить степень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) деятельностью лицея; - принять своевременные управленческие решения. 3. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). 3.1. Основой и результатом действия механизма изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) является: - определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы лицея; - выявление личностных запросов каждого учащегося и родителя (законного представителя) в каждом классе на каждом уровне обучения; - учет сформированных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) к содержанию и качеству образования при реализации федерального государственного образовательного стандарта; - приведение в соответствие образовательной системы лицея личностным запросам посредством преобразования учебных планов, разработки и реализации соответствующих актуальных учебных программ и курсов; - реализация стимулирующих мер, способствующих актуализации, формированию и успешному согласованию потребностей на каждом из уровней общего образования – начальном общем, основном общем и среднем общем образовании. 3.2. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) включает в себя: - мониторинг образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с использованием соответствующего диагностического инструментария; - анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей); - собственный «ценностный аудит» на основе выявленных образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей); - выработку предложений по использованию результатов мониторинга при подготовке рекомендаций для согласования деятельности участников образовательной деятельности. 3.3. Деятельность педагогического коллектива лицея в рамках изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и согласования последующих действий по организации функционирования образовательной системы учреждения с учетом этих потребностей и запросов осуществляется поэтапно в течение календарного года, начиная с марта каждого текущего года по следующему алгоритму: - 1 этап – прогностический (март – май): - мониторинг личностных ориентиров лицеистов, выявление образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством анкетирования, индивидуальных и групповых собеседований с родителями (законными представителями); - инвентаризация методических, кадровых, материально-технических ресурсов лицея, анализ ее условий и возможностей; - формирование на основе анализа образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) перечня образовательных услуг; - разработка учебного плана лицея, учитывающего личностные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся; - разработка образовательных программ, необходимых для удовлетворения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей); программ для проведения занятий по внеурочной деятельности и занятий в системе дополнительного образования лицеистов; - подготовка информационных мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью ознакомления с возможностями лицея. - 2-й этап – организационный (май- август): - информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможностях лицея, проведение «рекламной кампании»; - выбор учащимися содержания образования, построение индивидуальных и групповых траекторий получения образования; - обработка и анализ поступившей от обучающихся и их родителей (законных представителей) информации; -формирование учебного плана лицея, планов внеурочной деятельности дополнительного образования; - формирование профильных групп, разработка индивидуальных образовательных планов; - создание программ элективных курсов, элективных учебных предметов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения; - 3-й этап - практический (сентябрь - декабрь): - составление и апробация вариантов расписания учебных занятий, занятий внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования обучающихся; - уточнение и корректировка форм и методов работы педагогического коллектива; - реализация программ изучения предметов на профильном уровне, программ учебных и элективных курсов, внеурочных занятий, программ дополнительного образования; - осуществление экспертной оценки удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей (законных представителей) несовершеннолетних учебно-воспитательным процессом. - 4-й этап - аналитический (январь): - анализ результативности обучения по итогам 1 полугодия: - обобщение информации по распространению передового педагогического опыта учителей (пополнение банка методических разработок, проведение мастер-классов, открытых учебных занятий и др.). - 5-й этап - корректирующий (февраль): - проведение презентаций элективных курсов, элективных учебных предметов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения; - анализ образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей), корректировка перечня элективных курсов, элективных учебных предметов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения. - анализ эффективности использования программ и учебников, реализующих образовательные программы. 3.4. Деятельность по изучению образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и степени удовлетворенности предоставленными образовательными услугами осуществляется классными руководителями, социальным педагогом. 3.5. Контроль, анализ, обобщение результатов изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и степени удовлетворенности предоставленными образовательными услугами осуществляется заместителями директора в соответствии с функциональными обязанностями. 3.6. Представление результатов изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и степени удовлетворенности предоставленными образовательными услугами осуществляется на заседании педагогического совета лицея, совещании при директоре.