учебный план 5-9 класс 2023-2024 Северский лицей рабочий

МБОУ «СЕВЕРСКИЙ ЛИЦЕЙ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
НА 2023-2024 учебный год
5 – 9 классы
Учебный план - обязательная часть основной образовательной программы соответствующего
уровня общего образования (ч. 22 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, далее - ФЗ № 273).
Учебный план основной образовательной программы основного общего образования (далее –
учебный план) МБОУ «Северский лицей» (далее Лицей) обеспечивает реализацию требований
ФГОС ООО и ФОП ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
В соответствии с Правилами разработки, утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений, а также в целях приведения федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего
общего образования в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3
"Об образовании в Российской Федерации", при составлении учебного плана лицейской образовательной программы в 2023-2024 учебном году МБОУ «Северский лицей» руководствуется
следующим пакетом нормативных документов, регламентирующих реализацию ООП ООО:
1.1. Нормативно-правовая основа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов
Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955).
3.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 №74223).
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
7.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
8.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления
предельного срока использования исключенных учебников».
9.
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.07.2023 N 556 «О внесении изменений в приложения №1 и №2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября
2022 г. N2 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использо-

ванию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников».
11. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
12. Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
29.08.2022 № 69822).
13. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ»).
14. Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации»
(вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ»).
15. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).
16. Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении обновленных ФГОС НОО
и ООО»).
17.
Письмо Министерства просвещения РФ от 13.06.2019 № ТС-1391/07 «Об организации
образования учащихся на дому»;
18.
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об организации обучения в дистанционной форме»;
19. Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и
элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных
процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и
размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko.
20. Нормативные правовые акты Департамента общего образования Томской области,
регламентирующие деятельность образовательных организаций региона;

21.

Распоряжение ДОО ТО от 26.01.2023 г № 117-р.

Базисный учебный план для V-IX классов продолжает 5-летний нормативный срок освоения
государственных образовательных программ.
Осуществляя реализацию образовательного процесса в 2023 -2024 учебном году лицей
учитывает задачи и стратегические цели государственной политики в области образования. Учебный план лицея на 2023 -2024 учебный год сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждом уровне обучения. При составлении учебного плана
соблюдалась преемственность между уровнями обучения и классами, сбалансированность между
предметными циклами, отдельными предметами.
Учебный план основного общего образования, план воспитательной работы и план
внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации
основной образовательной программы основного общего образования. Учебный план МБОУ
«Северский лицей» реализующий основную образовательную программу основного общего
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет

общий объём нагрузки и максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, определяет
(регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и
время, отводимое на их освоение и организацию, распределяет учебные предметы, курсы и
направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам. Таким образом,
Учебный план:
• фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
• определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на
их освоение и организацию;
• распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами Лицея. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок обучения
может быть сокращен (п. 17 ФГОС ООО).
Все планы, являющиеся частью ООП образовательной организации и представленные в организационном разделе, могут корректироваться в течение учебного года в связи с происходящими в
работе образовательной организации изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми
и т. п. Все вносимые изменения рассматриваются уполномоченным органом образовательной организации (в соответствии с её Уставом) и утверждаются приказами руководителя Лицея
При организации деятельности обучающихся с ОВЗ организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования (одну или несколько) в соответствии со ФГОС
и ФАОП ООО.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех
имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций,
реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с
ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в Лицее использовано на:
• увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
• введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
• другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается педагогической поддержкой.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной
программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели. Продолжительность урока – 40 минут. Продолжительность каникул в течение учебного года и летом определяется календарным учебным графиком на 2023-2024 учебный год.

В МБОУ «Северский лицей» установлен режим пятидневной учебной недели для 5 – 9 классов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально допустимой
образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–9-х классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
• в 5-х классах – 29 часов в неделю;
• 6-х классах – 30 часов в неделю;
• 7-х классах – 32 часа в неделю;
• 8–9-х классах – 33 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993.
Обучение в Лицее ведется на русском языке. Учебный план не предусматривает преподавание
учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и
родная литература», так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать
указанные учебные предметы.
Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный
язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет.
Согласно ч.6.3. ст.6 273-ФЗ, при разработке основной общеобразовательной программы
общеобразовательные организации предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественно-научные
предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые
суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО
и Методическими рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023
№ 03-327, в учебный предмет «История» помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая
история» включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 14 часов.
В учебном плане уменьшено количество часов по сравнению с федеральным учебным планом на
учебный предмет «Технология». Часы перераспределены с целью реализации модуля «Введение в
новейшую историю России».
При проведении занятий по «Иностранному языку (английскому)», «Технологии», «Информатике», а также по «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется
деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для увеличения учебных
часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том
числе на углубленном уровне. Так, на учебный предмет «Химия» в 7-х классах отводится по 1 часу в неделю, 8 – 9 классах -2,5 часа.
С целью формирования функциональной грамотности в часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены учебные курсы «Смысловое чтение» и «Естественно-научная
грамотность». Курс «Смысловое чтение» изучается в 5-х классах по 1 часу в неделю. На учебный
курс «Естественно-научная грамотность» отводится по 1 часу в неделю в 5–8-х классах.
Кроме того, время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для введения
специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих этнокультурные интересы и потребности участников образовательных отношений. К ним относится учебный курс «Традиции родно-

го края», на который отводится по 1 часу в неделю в 5-х классах, и учебный курс «В мире культуры народов России», на который отводится 1 час в неделю в 6-х классах.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности:
• «Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах;
• «Общая физическая подготовка и спортивные игры» – отводится по 1 часу в неделю в 5–
9-х классах;
• «История государственной символики России»– отводится по 1 часу в неделю в 5-х классах;
• «Основы функциональной грамотности» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах;
• «Предпрофильная подготовка» – отводится по 1 часу в неделю в 6–9-х классах.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет МБОУ «Северский лицей».
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Северский лицей».
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице.
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
5–7-е

Диктант с грамматическим заданием, изложение

8–9-е

Контрольная работа, сочинение

5–6-е

Задания на основе анализа текста, сочинение

7–9-е

Контрольная работа, сочинение

Иностранный язык (английский)

5–9-е

Контрольная работа

Математика

5–6-е

Контрольная работа

Алгебра

7–9-е

Контрольная работа

Геометрия

7–9-е

Контрольная работа

Вероятность и статистика

7–9-е

Тест

Информатика

7–9-е

Индивидуальный проект

5–8-е

Контрольная работа

9-й

Индивидуальный проект

6–7-е

Тест

8–9-е

Реферат

География

5–9-е

Контрольная работа

Физика

7–9-е

Контрольная работа, лабораторная работа

Химия

8–9-е

Контрольная работа, лабораторная работа

Биология

5–7-е

Контрольная работа

Русский язык

Литература

История

Обществознание

8–9-е

Контрольная работа, групповой проект

ОДНКНР

5–6-й

Тест

Изобразительное искусство

5–7-е

Разработка предметов живописи

Музыка

5–8-е

Тест, индивидуальный проект

Технология

5–9-е

Разработка изделий

Физическая культура

5–9-е

Сдача нормативов, тест

Основы безопасности жизнедеятельности

8–9-е

Тест

Смысловое чтение

7-е

Комплексная контрольная работа

Естественно-научная грамотность

7–8-е

Комплексная контрольная работа

В мире культуры народов России

6-й

Проектная работа

История государственной символики России 5-е

Проектная работа

Разговоры о важном

5–9-е

Встроенное педагогическое наблюдение

Основы финансовой грамотности

5–9-е

Проектная работа

Предпрофильная подготовка

6–9-й

Портфолио

Общая физическая подготовка и спортивные 5–9-й
игры

Результаты спортивных соревнований

Таким образом, Лицей, руководствуясь 273-ФЗ, имеет возможность:
1)
при разработке образовательной программы предусмотреть перераспределение
предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных
предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и
профильное обучение (ч. 6.2 ст.12 ФЗ). При этом содержание и планируемые результаты по учебным предметам, за счет которых произошло перераспределение, должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных
программ (возможно, за счет переноса отдельных модулей учебного предмета во внеурочную
деятельность, о чем должно быть прямое указание в рабочей программе учебного предмета);
2)
вправе непосредственно применять при реализации основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть
применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика,
и (или) федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), не
входящие в перечень ч.6.3. ст. 273-ФЗ. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается (ч. 6.4 ст.12 ФЗ);
3)
реализовывать основные общеобразовательные программы как самостоятельно, так
и посредством сетевых форм их реализации (ч. 3 ст.13);
4)
использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение (ч. 2 ст.13);
5)
определять содержание образования, осуществлять выбор образовательных технологий, а также выбор учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Федеральным
законом (ст.28);
6)
применять форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных
планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ч. 3 ст.13);

З) использовать ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости - ресурсы иных организаций (научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и
иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной
деятельности по соответствующей образовательной программе) в сетевой форме (ч. 1 ст. 15);
4)
разрабатывать разные учебные планы в отношении различных классов, в том числе в
одной параллели;
5)
разрабатывать индивидуальные учебные планы и распределять объем нагрузки в зависимости от продолжительности обучения, числа учебных недель в году.
«Организация образовательной деятельности по программам основного общего образования может быть основана на делении обучающихся на две и более группы и различном построении учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающих изучение родного языка в образовательных организациях, в которых наряду с русским
языком изучается родной язык, государственный язык республик Российской Федерации, иностранный язык, а также углубленное изучение отдельных предметных областей или учебных
предметов (далее - дифференциация обучения)». (п. 20 ФГОС ООО).
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного основного образования:
• формирования российской гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность к саморазвитию и непрерывному образованию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В 5аб, 6аб, 7аб, 8аб и 9аб классах осуществляется переход на обновленнай ФГОС ООО. Часы из
части учебного плана для 5-9 классов, формируемой участниками образовательных отношений,
использованы:
− на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
класс
предмет
кол-во часов
8аб/ 9аб химия
0,5/0,5
7аб
Биология (экология ТО)
0,5
7аб, 8аб физкультура
1/1
− на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся:
класс
предмет
кол-во часов
5аб/6аб Физика («Мир знаний»)
1/1
7
химия
1
8/9
Основы социализации личности
0,5/0,5
5
Развитие речи
0,5
8
математика
1
9
Русский язык
1
Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 5-дневной
учебной недели для 5-9 классов
2023 – 2024 учебный год (ФОП ООО – 1 вариант)

Предметная область
Русский язык и литература
Иностранный язык

Обязательная часть

Математика и информатика

Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы

Основы духовнонравственной культуры народов России
Искусство
Технология
Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности

Учебные предметы/классы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
Алгебра
Геометрия

Информатика
История России. Всеобщая история.
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология

Основы духовнонравственной культуры народов России
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура**

Русский язык и литература
Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности
жизнедеятельности

Организация ПП

Основы социализации
личности

Математика и информатика
Естественно-научные
предметы

3

3

5

5

Вероятность и статистика

ИТОГО

Часть,
формируемая
участниками
образовательного
процесса

Классы / количество часов в
неделю
5аб 6аб 7аб 8аб 9аб
3
5
6
4
3
2
3
3
2
3
3

3

3

3
2

3
2

3
2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2,5

1

1
1

1
2
2

1

1

1

1
2
2
2
2

1
2
3
2
2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

0,5

1

1

2**

2**

2*

2*

2

27

29

30

31

32

Русский язык

1*

1

1

Физическая культура*

1*

1*
0,5

0.5

1

1
2

0,5*
2

0.5*
1

Математика
Физика (естествознание)
Химия*

1

ИТОГО

1

Предельно допустимая аудиторная недельная нагрузка

29

30

32

33

33

Учебные недели

34

34

34

34

34

*Звездочкой выделены предметы, которые распределены на базовые курсы (добавление к часам обязательной части), согласно общеобразовательным программам и УМК, по которым работает лицей.
**- третий час предмета «Физическая культура» учебного плана реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность (5 – 9 классы)
в рамках ФГОС второго поколения в МБОУ «Северский лицей»
Нормативно-правовая база введения внеурочной деятельности
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности являются
следующие нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
• Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993;
• Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 23.11.2022 № 1014;
• Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования).
• Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном».
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р).
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400).
• Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
• Приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - ФГОС НОО.
• Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» - ФГОС ООО.
• Приказом МОиН РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» - ФГОС СОО.

• Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся».
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
• Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
• Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216
«Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности»
•Письмо МОиН РФ, департамента общего образования от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»
• Основной образовательной программой МБОУ «Северский лицей»
• уставом лицея.
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
Преемственность в реализации образовательного процесса на начальной и основной ступенях общего образования обеспечивается единством требований (к результату, к структуре программы, к условиям её реализации). Однако возрастные психофизиологические особенности обучающихся определяют необходимость иной, чем в начальной школе, организации образовательного процесса на основной ступени. Это относится и к организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь –
на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику
внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен
узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
предусматривает тесное единство урочной и внеурочной деятельности.
Цели внеурочной деятельности на ступени основного общего образования:
▪ создание условий для проявления и развития обучающимся своих интересов на основе
свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
▪ учебная самостоятельность подростка как основа для продолжения самообразования в
старшей школе и самоопределение;
▪ воспитание и социализация духовно-нравственной личности.
Цели и задачи внеурочной деятельности в Северском лицее сориентированы на
становление личностных характеристик выпускника основной школы («портрет выпускника
основной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Цели и задачи внеурочной деятельности в Северском лицее определяют её основные
функции в основной школе:

1) образовательная — обучение по дополнительным образовательным программам,
получение новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного уровня
обучающихся;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих
интересов личности;
4) компенсационная — освоение новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для
обучающегося фон освоения содержания общего образования, предоставление определенных
гарантий
достижения
успеха
в
избранных
сферах
творческой
деятельности;
5) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию;
6) интеграционная — создание единого образовательного пространства лицея;
7) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств;
8) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Принципами организации внеурочной деятельности в Северском лицее являются:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы лицея;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающегося;
- создание образовательного пространства, в котором теория и практика будут неразрывно связаны, т.е. предоставление обучающимся возможности проб – и социальных, и профильных.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в лицее:
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами лицея;
- включение обучающихся в систему коллективных творческих дел, которые являются частью
воспитательной системы лицея.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются следующие:
• запросы родителей, законных представителей обучающихся;
• приоритетные направления деятельности лицея;
• интересы и склонности педагогов и обучающихся.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая
условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими
трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания МБОУ «Северский лицей»
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех
уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности:
Модель плана
Содержательное наполнение
внеурочной деятельности
Преобладание
занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебучебно-познавательной
ных предметов;
деятельности
занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектноисследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;

Преобладание
педагогической
поддержки обучающихся

дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы;
дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в
освоении языков обучения;
специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в
социальной коммуникации;
специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Преобладание
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельдеятельности
ность детских общественных объединений и органов ученического
ученических
самоуправления;
сообществ
занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных
и воспитательных
внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравмероприятий
ственным проблемам современного мира;
занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и т.п.
В новом ФГОС конкретизировано соотношения между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно
должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Исходя из этого, в лицее намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
• составление перечня программ внеурочной деятельности;
• подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
• разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
• материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
• информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
• составления расписания внеучебной деятельности учащихся 5-9 классов.
Программа внеурочной деятельности МБОУ «Северский лицей» носит комплексный
характер, предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого
уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, понимание социальной
реальности и повседневной жизни.
Формы внеурочной деятельности:
Этические беседы, познавательные беседы, ролевые игры, предметные факультативы, олимпиады,
образовательные экскурсии; культпоходы в кино, театр, музеи; занятие в кружках, секциях и т.д.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности.
Формы внеурочной деятельности:
Дебаты, тематические диспуты, деловые игры, дидактический театр, интеллектуальные клубы,
экскурсии, коллективно-творческие дела, концерты, фестиваль – конкурс «Звёздный дождь»,
фестиваль «Я бы с песни начал свой рассказ», «Областные интеллектуально творческие игры для
лицеев и гимназий» (на базе лицея), участие в городских, областных, региональных,
всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах, конференциях, инсценировки, трудовые
десанты, школьные спортивные турниры, туристский поход, поисковые исследования, школьные
научные общества и т.д.
Третий уровень результатов – приобретения опыта самостоятельного общественного
действия.
Формы внеурочной деятельности:
социальные проекты, социально ориентированные акции, проблемно-ценностные дискуссии
туристические слёты, дебаты, исследовательские лаборатории, студии, спортивные и творческие
объединения.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать
требования федеральных государственных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные
образовательные и воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсии, кружков, секций,
КВНов, лицейский научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, конференций и т. д. На организацию внеурочной деятельности отводится до 10 часов в неделю в каждом классе.
Для эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы
организованна оптимизационная модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают
участие учителя всех ступеней школы, педагог-психолог, старшая вожатая. Координирующую
роль будет выполнять классный руководитель, взаимодействуя с педагогическими работниками, а
также учебно-вспомогательным персоналом школы; организуя в классе образовательный процесс,
оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общелицейского коллектива; строя систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления, организуя
социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Для работы лицея составлено единое расписание для первой и для второй половины дня.
При этом учитываются познавательные потребности детей, пожелания обучающихся и их
родителей (законных представителей), а также возрастные особенности лицеистов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
На уровне основного общего образования для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС
ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287:
• внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
• внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской,
математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные
курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе
направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
• внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессиональнопроизводственном окружении;
• внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
• внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений,
организаций и др.;
• внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и др.);

внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
• внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом:
Обязательная часть:
- 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, 1 урок);
- 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности (в том числе финансовой);
- 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся. 6-9 классы курс «Моя Россия- новые горизонты» (четверг, 1
урок).
Вариативная часть:
- на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне,проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
- на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том организации занятий в школьном театре ,школьном музее,
спортивном клубе).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: часы, отведенные
на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне (японский и английский языки), проектно-исследовательской деятельности,
исторического просвещения);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах).
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице:
•

КоличеНаправление
Основное содержание занятий
внеурочной деятельно- ство часов в нести
делю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно- просве- 1
Основная цель: развитие ценностного отношения обучатительские занятия патющихся к своей Родине – России, населяющим ее людям,
риотической, нравственее уникальной истории, богатой природе и великой кульной и экологической
туре.
направленности
Основная
задача:
формирование
соответствующей внутренней позиции личности школьника,
«Разговоры о важном»
необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуреповедения, доброжелательным отношением
кокружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам

Занятия по
1
формированию функциональной грамотности
обучающихся

Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача:
формирование и развитие функциональной грамотности
школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные
курсы, метапредметные кружки или факультативы

Занятия,
1
направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся

Основная
цель: развитие
ценностного
отношения обучающихся к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников
к осознанному выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых
ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и
способами получения профессионального образования;
создание условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования уверенности
в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть

Занятия, связанные с ре- 3
ализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся

Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения
обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству
общества, сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных
отношений; дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
или
испытывающими затруднения в социальной коммуникации

Занятия, направ2
ленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов

Занятия,
направленные на
удовлетворение
социальных интересов
и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

1

Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса
и умения ценить прекрасное, формирование ценностного
отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие
им
любви к своему краю, его истории, культуре, природе,
развитие их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников
в
различных
творческих
объединениях
(музыкальных, хоровых
или танцевальных студиях,
театральных кружках иликружках художественноготворчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и
т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований);
занятия
школьников в
объединениях
туристскокраеведческой направленности
(экскурсии, развитие
школьных музеев)
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умении– заботиться о других и
организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная
задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в
образовательном
пространстве
лицея, создание
условий
для
развитии ответственности за формирование макро и
микро коммуникаций, складывающихся
в лицее, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
педагогическое сопровождение деятельности РДДМ и
Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного
Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по
вопросам
управления лицеем,
для
облегчения распространения значимой для лицеистов
информации и получения обратной связи от классныхколлективов;
постоянно действующего
школьногоактива, инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов);
творческих советов, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций
в школе и т.п.

На уровне основного общего образования для обучающихся, которые осваивают ООП по
ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373, ФГОС ООО, утвер-

жденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, и по ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413:
• спортивно-оздоровительное;
• духовно-нравственное;
• социальное;
• общеинтеллектуальное;
• общекультурное.
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного
процесса в лицее, при этом используются не только возможности лицея, но и городские
учреждения дополнительного образования детей.
План внеурочной деятельности МБОУ «Северский лицей»
План внеурочной деятельности 5 – 9 классы МБОУ «Северский лицей»
Направление развития личности

Наименование рабочей программы

Количество часов
5а
5б
6а
6б

Спортивнооздоровительное
Духовнонравственное

«Легкая атлетика»

1

1

«Сказкотерапия»
«Разговоры о важном»
«Основы безопасности жизнедеятельности»
«Моя Россия- мои горизонты»
(профориентация)
«Функциональная грамотность»
«Познай себя»
«Музейный уголок»
«Коммуникативная технология
«Дебаты»
«Школа журналистики»
«Химия на 5»
«Математическое ассорти»
«Знакомство с экономикой через
семью»
«Занимательное языкознание»
«Робототехника»
«Английский с удовольствием»
«Биология. Проектноисследовательская деятельность»
«Избранные вопросы обществознания»
«Мир визуальнопространственных искусств»
«Палитра»
«Музыкальный театр»

1
1

1
1

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное
ИТОГО

1

1

1

1

7а

7б

8а

8б

1

1

9а

9б

1
0,5

1
0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

10

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
10

1
1
10

1
10,5

1
10,5

1
10

1
10

10

10

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Формы организации, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определены педагогами
МБОУ «Северский лицей».
➢ Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов на класс.
➢ Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при распределении учебной
нагрузки учителей. В связи с этим внеурочные занятия, которые ведут педагоги МБОУ «Северский лицей» тарифицируются.
➢ Набор внеурочных занятий, их содержание формируется с учётом пожеланий обучающихся и
их родителей (законных представителей).

➢ Внеурочная деятельность не может быть обязательной нагрузкой: ученик имеет возможность
выбирать из предлагаемых лицеем курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям (но не менее 2 курсов).
➢ Программы внеурочной деятельности разработаны в 5-9 классах на 34 учебные недели в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий,
➢ В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
➢ Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
При организации внеурочной деятельности обучающихся были использованы собственные
ресурсы (учителя, педагог-психолог, старшая вожатая).
МБОУ «Северский лицей» стремится создать такую инфраструктуру полезной занятности
учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их
личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы
и ценности. Внеурочная деятельность учащихся будет организованна в форме кружков, соревнований, конференций, олимпиад, выставок, клубов, экскурсий, во второй половине дня.
Ожидаемые результаты:
• развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
• развитие интеллектуально-творческих способностей, обучающихся;
• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
• формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
• воспитание уважительного отношения к своему городу, лицею;
• экологическое воспитание
• получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
школьников;
• формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической,
культурной, гендерной и др.
• увеличение числа ребят, охваченных организованным досугом;
• воспитание у ребят толерантности, навыков здорового образа жизни;
• формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного
отношения к профессиональному самоопределению;
• реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой
обществом системы ценностей.
Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в
нормативных документах федерального и регионального уровней, МБОУ «Северский лицей» выработал свой перечень требований:
➢ Внеурочные занятия в 5-9- х классах проводятся в МБОУ «Северский лицей» во второй половине дня, после 45-минутной динамической паузы и обеда.
➢ Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий может быть от 5 до 30 человек.
➢ Продолжительность занятия внеурочной деятельности в 5-9-х классах составляет 40 минут, с
перерывом длительностью 15 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Но при этом
обязательно учитывается требования СанПиН 2.4.2.2821-10: длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности.

Образовательные программы внеурочной деятельности двух видов: авторские или разработанные педагогами в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и
утверждёнными педагогическим советом.
Таким образом, основное общее образование (5 – 9 классы) – продолжает формирование познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков.
Педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:
- Заложить фундамент общей образовательной подготовки уч-ся, необходимой для продолжения образования на среднем уровне обучения (10 – 11классы);
- Создать условия для самовыражения уч-ся на учебных и внеучебных занятиях в лицее и вне
его.
Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей уч-ся, реализовываются за счет индивидуальных и групповых занятий по различным учебным областям
за счёт компонента ОУ и внеурочной деятельности.
Осуществление целей лицейской образовательной программы потребовало при конструировании учебного плана увеличения количества часов на изучение ряда образовательных областей и отдельных предметов, которое обусловлено:
• дополнительной подготовкой учащихся по предметам физико-математического и естественнонаучного циклов в основной и средней (полной) школах;
• дополнительной подготовкой по русскому языку и математике (0,5 час) в связи с введением ОГЭ в основной школе;
• дополнительной подготовкой по отдельным предметам в соответствии с выбранными учащимися предметными образовательными траекториями в 8 - 9-х классах основной школы;
• реализацией регионального компонента содержания образования;
• реализацией программ ПП и ПО.
Особенности деление классов на подгруппы
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой МБОУ «Северский лицей» осуществляется деление классов на две группы при реализации основных общеобразовательных основного и среднего общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (английский язык) во 5-11
классах.
Особенности учебно-методического обеспечения
МБОУ «Северский лицей» при реализации образовательных программ использует
учебники из числа входящие в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные
пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих
выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных
программ;
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося
по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
Продолжительность обучения по уровням образования регламентируется нормами ФГОС,

которые устанавливают следующие сроки получения общего образования с учетом различных
форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных
категорий
обучающихся:
—
для основного общего образования – пять лет, а для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года (п. 4 ФГОС ООО);

Промежуточная аттестация
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация- это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательной программой.
Освоение обучающимися образовательной программы среднего общего образования сопровождается промежуточной аттестацией в форме и порядке, определенных Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Целью промежуточной аттестации является: установление соответствия индивидуальных
образовательных достижений, обучающихся планируемым результатам освоения Средней образовательной программы на момент окончания учебного года. По итогам промежуточной аттестации
принимается решение о переводе обучающегося в следующий класс.
Промежуточная аттестация во 2 -11 классах является обязательной плановой и включает:
• проведение итоговых работ по отдельным учебным предметам;
• выведение годовых отметок успеваемости на основе четвертных и полугодовых отметок.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (по итогам четверти), полугодовую, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам полугодия, а также годовую
промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации - в соответствии с календарным учебным
графиком.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме:
-комплексной контрольной работы;
-итоговой контрольной работы;
-административной контрольной работы
-тестирования;
-защиты индивидуального/группового проекта;
- ВПР.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех или иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных
подобных мероприятиях.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов полугодовых промежуточных аттестаций. Годовая оценка выставляется в соответствии с Положением «О формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Северский лицей»
Очная форма обучения
Проведение промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Северский лицей» регулируется
следующей локальной нормативной базой Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Северский
лицей»» (утверждено приказом директора от 05.09.2023 №212 (о/д)).
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся определен
календарным учебным графиком образовательной организации на 2023/2024 учебный год, приказ
№ 193(о/д) от «30» августа 2023г.

Формы проведения промежуточной аттестации 5-9 классы:
Формы четвертной /полугодовой промежуточной аттестации 5-9 класс по предметам учебного
плана предусмотрены рабочей программой.
Формы годовой промежуточной аттестации 5-9 класс
Классы / формы аттестации
Учебный
№
Сроки проведения
предметы
5
6
7
8
9
Контрольная (комбинирован1.
Русский язык
май (1 неделя)
ная) работа
Контрольная
2.
Математика
Тестирование
май (2 неделя)
работа
Формы итоговой аттестации 9,11 класс (очная форма обучения)
№
1.
2.

Учебный
предметы
Русский язык
Математика

Классы / формы аттестации
9
11
ОГЭ, (ГВЭ)
ЕГЭ, (ГВЭ)
ОГЭ, (ГВЭ)
ЕГЭ, (ГВЭ)

Сроки проведения
Май - июнь
Май - июнь

Календарный учебный график работы
на 2023/2024 учебный год
5-ти дневная учебная неделя
I четверть: 01.09.2023 – 27.10.2023г. (8 недель)
Осенние каникулы: 28.10.2023– 05.11.2023г. (9 дней);
II четверть: 06.11.2023 – 29.12.2023г. (8 недель)
Зимние каникулы: 30.12.2023 – 08.01.2024г. (10 дней);
III четверть: 09.01.2024 – 22.03.2024г. (11 недель)
Весенние каникулы: - 23.03.2024 – 31.03.2024г. (9 дней);
IV четверть:
01.04.2024 – 24.05.2024г. (7 недель)
Летние каникулы:
с 27.05.2024г. по 31.08.2024 г. (99 календарных дней)
Дополнительные каникулы для 1-х классов с 12.02.2024г. по 18.02.2024г. (7 дней)

ИТОГО:
Учебный год:
- 33 учебные недели для 1 класса,
- 34 учебные недели для 2 – 9 классов,
- 34 учебные недели для 9-х и 11-х классов (без учета государственной (итоговой)
аттестации);
Каникулы: 2 – 9 классы 99 календарных дней


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».